Фрагмент для ознакомления
2
Первая группа включает ранние произведения (1904-1909) и представляет собой этап интенсивного формирования композиторского почерка, поиска оригинального языка и использования романтических жанровых форм (немо, прелюдия, ноктюрн, юмореска, этюд, мазурка, программная миниатюра). Первая группа представляет собой первый этап развития неоклассической жанровой формы.
Вторую группу произведений неоклассической направленности составили вариации, сонаты и трио для скрипки, виолончели и фортепиано (1910-1912). В этих произведениях расширяется и обогащается образно-эмоциональный строй сочинений и жанровый диапазон, совершенствуются и интегрируются композиционные приемы, найденные ранее. К этой группе относится и ранняя Соната es mol (1906).
Третья группа – своего рода центральная часть творчества композитора, оригинальные произведения, в которых авторский язык выражен с наивысшим совершенством и оригинальностью зрелого стиля. Это серия этюдов (три эскиза и двенадцать набросков) и прелюдия в канонической форме (1912-1914). Также в сборник включены произведения, написанные ранее, но представляющие полифонический стиль композитора: си-минорный канон (1908) и соль-минорная прелюдия и фуга (1909-1910).
Первое серьезное собрание сочинений молодого композитора вышло в 1904-1907 годах, сначала под руководством А.Т. Гречанинова, а с 1905 года – Н.С. Жиляева.
Ранние этапы собственного стилистического становления характеризуются влиянием и усвоением музыкально-художественного опыта таких великих предшественников, как И.С. Бах, Ф. Шопен, Р. Шуман, М.П. Мусоргский, А.Н. Скрябин, Н.К. Метнер.
Преобладание минорного лада сочетается с преобладанием лирических, драматических и причудливых образов: используя тональности c-mo11, d-moll, cis-moll, es-moll, g-moll и h-moll, он погружается в мир грустных и тоскливых эмоций, закрепленных в музыкальных условностях мира. Композитору предстоит погрузиться в мир грустных и тоскливых эмоций, заложенных в музыкальных условностях мира.
Композитора не привлекала программная, зрелищная или театральная музыка. Его привлекали обобщенные философские идеи с оттенком религиозного мистицизма, что заметно в его ранних произведениях (Прелюдии As-dur/f-moll и es-moll).
В ранних произведениях, написанных до 1908 года, особенно ярко проявляются романтические элементы в мелодике ведущих голосов, раскрывающие лирическую природу содержания.
Особого внимания заслуживают прелюдии. Этот жанр постоянно занимал композитора, который в поздние годы экспериментировал с полифоническими формами. В результате появился собственный «уникальный» жанр Станчинского – прелюдия в канонической форме. При сохранении лирической образности доминирует конструктивная ясность контрапунктической нормы.
Ранние прелюдии (cis-moll, c-moll, As-dur/f-moll, D-dur, es-moll), написанные в 1907 году, воплощают черты юношеского лиризма: напряженного и напевного, скорбно-страстного и нетерпеливого, драматичного и напряженного. Образы древней Руси и мистических языческих ритуалов, которые всегда манили Станчинского, стали источником вдохновения и предвосхитили многие подобные страницы в русской музыке, в частности «Тайные игры девушек» Стравинского из «Весны священной».
Два сочинения, написанные в декабре 1909 года, - прелюдии b-moll и h-moll – можно считать следующим шагом в развитии жанра прелюдии и путем к зрелости авторского почерка. В этих произведениях прослеживается ряд черт, предвосхищающих этюды. Это, прежде всего, свобода сквозной композиции и спонтанное выражение эмоций, мощная энергия ритма и строгость гармонии, оригинальность фактурных решений и своеобразие организации ладона. Древние ритуалы, лихая игра эпических богатырей и суровые образы зимней русской природы, несомненно, послужили творческим вдохновением для этих произведений.
Известно, что Станчинский с любовью собирал и записывал русские народные сказки, но не использовал цитаты из подлинных сказаний. Тем не менее, тема прелюдии b-moll, например, схожа с темой «Баилина». Для пьесы характерны секстульта (as-f), распевы с квартами и трезвучиями, мелодические и ритмические изменения, измененные временные сигнатуры (3/2-4/2) и дорийская гамма.
В разделе рекапитуляции Станчинский впервые использует канон на один такт в нижней октаве (canon marcato). Многослойность фактуры осложняется миметическим каноническим проведением главной темы, которая огибается широкой интервальной фигурой. Образуется смесь гомофонных и полифонических фактур, в которой проявляется композиторская индивидуальность.
Обобщая ранние произведения Станчинского, можно сказать, что в них уже сформировались многие характерные черты стиля композитора, которые впоследствии приобрели живое выражение.
Это вариации, аллегро, сонаты и трио для скрипки, виолончели и фортепиано. В этих произведениях наблюдается не только образное и эмоциональное просветление содержания, «утончение собственного языка» через обращение к жанровым формам классицизма, но и неоклассицизма - характерного направления стиля начала XX века. Станчинский был одним из первых композиторов, пророчески указавших на жизнеспособность классического искусства.
В конце 1909 года молодой композитор задумал написать собственное трио для конкурса имени Рубинштейна и приступил к осуществлению своего замысла только после выздоровления летом 1910 года: трио в одной части D-dur имеет традиционное повторение вступления, тональные отношения между главными и второстепенными разделами и масштабное развитие главной темы. Масштабное развитие главной темы имеет строгие очертания первой части классического сонатно-симфонического цикла. Вдохновением для создания трио, несомненно, послужили светлые и гармоничные образы Древней Руси – звучание колоколов, народный инструментарий и чисто народная музыка. Поэтому в трио широко используются мажорные и минорные диатоники (натуральный мажор, мажорная пентатоника, лидийская и фригийская). Модальность гармонического мышления автора обусловила особенности мелодического и гармонического языка.
Каноническое изложение второстепенной темы в партиях виолончели, скрипки и фортепиано свидетельствует о том, что этот полифонический прием уже использовался в ранних произведениях (упомянутых выше Прелюдии и Этюде).
Отличительной чертой авторского почерка Станчинского всегда является особая прихотливость и изменчивость ритмики. Используя обычный размер 3/4, композитор поражает изысканной изобретательностью, ритмическим разнообразием, полиритмическим сочетанием мелодически самостоятельных линий.
К сонатному жанру Станчинский впервые обратился в 1906 году, еще до поступления в Московскую консерваторию. Его одночастная сонатная поэма (Соната-баллада, Соната-фантазия) «Эсмор» с ее романтическим, лирическим и патетическим строем в полной мере отразила юношеское восхищение А. Скрябиным, с произведений, идей и образов которого начался творческий путь молодого композитора и который его очаровал. очаровали его.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александров А. Н., А. В. Станчинский (1888-1914), «Современная музыка», 1927, No23.
2. Игорь Глебов (Асафьев Б. В.), Русская музыка от начала XIX столетия, М. - Д., 1930, под назв.; Русская музыка. XIX и начало XX века, Л., 1979;
3. Кузнецов К. A., Из архива С. И. Танеева, в сб.: С. И. Танеев. Личность, творч ество и документы его жизни, М., 1925, с. 81- 84.
4. Коган Г. Работа пианиста – М.: Государственное музыкальное издательство (Музгиз), 1963. – 200 с.
5. Корто Альфред. Рациональные принципы фортепианной техники: учебное пособие. – Спб.: Лань, 2022. – 140 с.
6. Либерманн Е.Я. Работа над фортепианной техникой – М.: Классика-ХХI, 2003. – 144 с.
7. Логинова В.А. «О музыкальной композиции начала 20 века. К проблеме авторского стиля. В. Ребиков, Н.Черенин, А.Станчинский», 2002 г. дис. кандид. иск. – М.: Музыкальное искусство, 2002. – 190 с.
8. Лопатина, И. Черты стиля А. Станчинского / И. Лопатина. - Текст : непосредственный // Вопросы теории музыки. - Москва, 1968. - Вып. 1. - С. 75-102 / ред.-сост. С. Скребков
9. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры : Записки педагога / Г. Нейгауз – М.: Музыка, 1982. – 300 с.
10. Сабанеев Л.Л. Воспоминания о России. – М.: Классика-XXI, 2017. – 280 с.
11. Сабанеев Л.Л. Modern Russian Composers. – Калифорнийский университет: International Publishers, 1927. – 253 с.
12. Скребков С., (Заметка о Станчинском), в кн.: Гарбузов H. A., Теория многоосновности ладов и созвучий, ч. 2, М., 1932, с. 125-29.
Электронные ресурсы:
1. Теоретические основы игры на фортепиано. URL: [Электронный ресурс] https://studfile.net/preview/9732500/page:3/ (Дата обращения: 21.04.2024)
2. Фортепиано. Стили музыки. URL: [электронный ресурс] https://music-education.ru/ (дата обращения: 21.04.2024)
3. Stanchinsky. URL: [Электронный ресурс] https://www.musicweb-international.com/classrev/2020/Jan/Stanchinsky_piano_v1_GP766.htm (Дата обращения: 25.04.2024)
4. Станчинский А.В. Соната ми бемоль минор для фортепиано. URL: [Электронный ресурс] https://youtu.be/zdQRi040xYM (Дата обращения: 28.04.2024)